Источник: Meduza
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
В декабре агрегатор Rotten Tomatoes изучил более сотни списков (а точнее 127) лучших сериалов 2018 года от разных журналистов — и выяснилось, что самым популярным среди критиков был британский проект «Убивая Еву». Потом на «Золотом глобусе» актрисе Сандре О вручили приз за лучшую женскую роль в драме, хотя комического в этом шоу не меньше, чем трагического. Ее же наградила и Гильдия киноактеров США, а Ассоциация телекритиков США назвала сериал «прорывом года». Распределение премий, впрочем, многих фанатов обидело: «Убивая Еву» — пример редчайшего, удивительного симбиоза двух до этого малоизвестных актрис. Так что награждать нужно было обеих — и Санду О, и Джоди Комер.
Чем же объясняется такой успех сериала? На это есть минимум три причины.
От сериалов сложно оторваться только тогда, когда зритель страстно ждет раскрытия тайны. При этом загадки должны иметь разные вес и ценность: какая-то держит на себе все шоу, какая-то — конкретный сезон, какая-то — отдельный эпизод. В «Убивая Еву» много интриг. Где-то в Европе орудует киллерша-психопатка — жестокая, непредсказуемая и при этом очень остроумная и по-своему неотразимая Вилланель (Джоди Комер). Девушка неуловима, но в погоню за ней пускается офицер британской спецслужбы MI5 Ева Поластри (Сандра О). Обычно в шпионских триллерах такие роли достаются мужчинам с волевыми подбородками и безупречным вкусом, но «Убивая Еву» — сериал, который ломает многие стереотипы. Ева — азиатка, обладатель странного (но феерического) чувства юмора, человек ранимый и неуклюжий. И выбор платья для важного свидания она превращает в настоящее шоу — и грустное, и смешное. А еще у нее есть муж и вытекающая из этого сюжетная линия в духе лучших британских семейных комедий. Но с первых же серий между ней и Вилланель возникает эротическое напряжение.
Собственно, убьют друг друга героини или между ними возникнет чувство, — и есть главная интрига сериала. Загадка попроще заключается в том, что именно превратило милую девушку в безжалостного убийцу. Еще одна тайна — на какую организацию работает Вилланель? К концу первого сезона станет понятно, что это сила даже опаснее, чем MI5, ЦРУ и российская СВР. Ну, и пара совсем экзистенциальных вопросов: на чьей стороне быть зрителю и почему мы симпатизируем убийце? Последний вопрос, кстати, не праздный: об одобрении насилия, которое совершают герои, часто пишут рецензенты тех же «Мира Дикого запада» и «Игры престолов».
А еще «Убивая Еву» делает с персонажами шпионских триллеров то же, что «Криминальное чтиво» в свое время — с бандитами, а «Вице-президент» — с политиками: превращает их в живых людей. В первой же серии Ева теряет работу и оказывается в Хогвартсе для взрослых — тайном офисе, где она со своими напарниками продолжит вести расследование. У одного из ее товарищей обнаружится пикантное прошлое, у других — сложные ситуации на личном фронте. Герои будут спорить обо всем на свете, обрастать очаровательными привычками, обсуждать еду и одежду. Агенты конкурирующих разведок — британской и немецкой, китайской и русской — при встрече будут вести себя как старые друзья, травить байки и громко смеяться. И зритель быстро перестанет понимать, где здесь — притворство, а где — правда. Подчеркивая (профессиональное) раздвоение личности шпионов, сериал делает сразу нескольких героев бисексуалами. Тут вообще много откровенных и забавных разговоров о сексе. А второстепенные вроде бы отношения мужей и жен, матерей и сыновей, любовников и любовниц прописаны настолько подробно, что зритель еще больше начинает переживать и бояться за героев.
Играть шпионов — интереснейшая задача: по сути, профессиональному актеру нужно изображать полупрофессионального актера, а зрителю — держать в уме, что плохая игра может быть частью образа. Драматургия «Убивая Еву» построена на мощном и неразрешимом противоречии: каждый из героев ищет кого-то, кому можно довериться, но делает это внутри сообщества, где доверять нельзя никому. Все вокруг в основном дурачатся и врут.
Абсолютная непредсказуемость — главный козырь Вилланель: в каждой серии она выкидывает что-нибудь эдакое, от чего у зрителя волосы встают дыбом. Врожденная честность — самое слабое место Евы, сражаясь со своей природой, она начинает эффективнее работать, но ей приходится перейти на темную сторону силы. У каждого из второстепенных героев — свой внутренний конфликт, поэтому кроме Санды О и Джоди Комер здесь в полной мере могут раскрыть свои таланты и ветеран Королевской Шекспировской компании Фиона Шоу, и кавалер ордена Британской империи Дэвид Хейг, и датчанин Ким Бодниа, уморительно изображающий русского шпиона.
Именно психологическая достоверность позволяет сериалу возвыситься над многими другими шпионскими историями. Да, здесь много абсурдных убийств, хакерских чудес и целых три серии (из восьми), полных стереотипов и выдумок о России. Но герои настолько живые и симпатичные, а их тайны так интересны, что некоторые избитые клише отступают на второй план. К тому же, из каждой типичной жанровой ситуации сериал находит остроумный и неожиданный выход.
Наконец, есть ощущение, что авторы «Убивая Еву» четко понимают, что в XXI веке сериалы конкурируют не столько друг с другом, сколько с экранами смартфонов. Интенсивность событий, игра актеров и ценность каждой реплики здесь таковы, что телефон быстро откладываешь в сторону: не хочется пропустить ни одной шутки и ни одного взгляда. Сериалов, способных так увлекать, действительно выходит не больше десятка в год — именно поэтому «Убивая Еву» и оказался на вершине тех 127 списков.