Статья

«Половое воспитание»

Источник: The Village

17 января Netflix выпустил продолжение комедийного британского сериала «Половое воспитание». Удалось ли создателям повторить успех первого сезона и как изменилась жизнь главных героев за это время? Рассказываем об этом и о том, почему сериал для подростков получил огромный интерес среди всех взрослых.

Второй сезон стартует с того же места, на котором закончился первый. Отис начал встречаться с Олой, но несколько фрустрирован тем, что его мама, в свою очередь, сошлась с сантехником Якобом — отцом Олы. Плюс у него, несмотря на наличие девушки, никак не получается заняться сексом: он все время мастурбирует и видит проблему в этом. Сына директора школы и задиру Адама отправляют в военное училище. Это не сильно смущает окончательно принявшего свою сексуальность Эрика, к тому же к нему начала проявлять внимание новая школьная знаменитость — француз Рахим в стильной дубленке.

Пожертвовавшая собой Мэйв работает в молле, вынашивает планы о возвращении в школу и со скрипом пускает пожить к себе вроде как завязавшую мать с дочерью-трехлеткой. Брошенный ею Джексон разочарован и не хочет больше плавать. В этот момент в школе Мурдейл разгорается истерика по поводу мнимой эпидемии хламидиоза — и у Отиса не остается выбора, кроме как начать давать консультации заново.

«Вам надо поговорить», — раз за разом говорят друг другу герои сериала Netflix во втором сезоне. «Воспитание», разумеется, по-прежнему затрагивает множество других проблем: одним из главных персонажей во втором сезоне становится миловидная подруга Мэйв Эми, ставшая жертвой эксгибициониста, мастурбировавшего на нее в автобусе. Но и в этом случае вопрос коммуникации ставится на первое место: сначала Эми не хочет идти в полицию, потом — признавать, что была глубоко травмирована этим. До такой степени, что больше не могла заходить в автобусы. И заниматься сексом.

Шоураннер Лори Нанн говорит, что в прошлом пережила аналогичный опыт и хотела рассказать об этом именно с помощью Эми, которая всегда была положительным персонажем. Нанн было важно показать тот страх за собственную безопасность, с которым живут многие девушки. «Чисто из интереса, а что же вас все-таки объединяет?» — спрашивает учительница, заставившая Мэйв, Эми, Олу и их подруг в качестве наказания написать сочинение на тему «Что объединяет женщин». «Кроме показанных нам без согласия пенисов, почти ничего», — отвечают ей.

То же и с матерью Отиса Джин, которая может сколько угодно открыто говорить о сексе и разных практиках, но при этом сама патологически боится заводить новые отношения после развода с мужем. «Это не перименопауза, — говорит ей врач (к которому она как будто бы могла и не ходить, настолько сильна ее уверенность в себе). — Похоже, вы страдаете от разбитого сердца».

Обратная сторона фобии привязанностей показана в линии семьи Адама. Воспитанный строгим отцом — директором школы и тихой мамой-домохозяйкой, он не выдерживает груза ожиданий и сознательно разрушает свою жизнь: в школе, в военной академии, на работе в ларьке. Плюс ненависть к себе и окружающим из-за невозможности признать собственную бисексуальность. (На этом же валится и его отец, который не готов прийти в себя после ухода жены или хотя бы поговорить об этом — еще одна коммуникационная проблема.) Зависимость от общественного мнения, внутренняя неуверенность и страх негативно влияют не только на них самих, но и на тех, кто так активно нуждается в их внимании.

Во многом успеху сериала способствовало то, что создатели ответственно подошли к репрезентации проблем разных групп и сообществ. За Мэйв ухаживает частично парализованный новый сосед. Девушка из индийской семьи Оливия скрывает от родителей, что ее парень — иранец. Помимо этого, над каждой серией вместе с командой сценаристов работали специалисты по половому воспитанию, которые помогали избегать потенциально опасной информации (в ответственный момент Рахим у доски объясняет, как подготовиться к анальному сексу). Шоураннер также наняла координатора интимности Иту О’Брайэн, которая помогала ставить секс-сцены. Это обычная практика для съемок в Голливуде, но для Netflix «Половое воспитание» стал первым проектом, где эту методику применили на постоянной основе.

До работы на сериале Ита играла в кино, пока в 2006 году не начала заниматься координацией движений. Свою задачу она объясняет тем, что актеры не должны полагаться на свой личный опыт, чтобы сыграть то, о чем их просят на площадке. Она замечает, что многие режиссеры неправильно ставят задачу или, более того, превышают свои полномочия. В качестве примера она приводит историю сцены изнасилования в «Последнем танго в Париже», которой не было в сценарии, о чем исполнительница главной роли Мария Шнайдер рассказала только в нулевые.

«Половое воспитание» — это первая попытка серьезного разговора о сексе в сериальной индустрии. Создатели особенно подчеркивают значение информированности своей аудитории о принципе согласия, бодипозитивном отношении к собственному телу и других важных аспектах, без которых невозможно представить нашу жизнь сейчас. Это буквально учебник, рассчитанный сразу на несколько поколений. Поэтому и актеры симпатичные, и действие происходит в вымышленном идиллическом британском городке, и одеты все как в 80-е, и ездят на машинах из 70-х или велосипедах из 50-х, и озвучено все поп-хитами из всех этих эпох.

Конечно, картинка, которую режиссер Бен Тэйлор выстраивает где-то на пересечении фильмов Уэса Андерсона и «Клуба „Завтрак“» (в седьмой серии культовый фильм цитируется покадрово), может показаться слишком вылизанной, а не свойственные средним школам в принципе разнообразие и толерантность — неправдоподобными. Но никто же, с другой стороны, не требует реализма от инструкции на спинке кресла авиалайнера, верно?