Источник: Wonderzine
В США ДО 2–5 % ЖЕНЩИН И 1–3 % МУЖЧИН СЧИТАЮТ СЕБЯ БИСЕКСУАЛАМИ. По крайней мере, так утверждает исследование 2011 года (в реальности их уже тогда могло быть гораздо больше). В России подобные опросы об ориентации вообще не проводят — так что о бисексуальном потенциале нашей страны можно только догадываться. Кроме тех, кто идентифицирует и принимает себя как би, есть много других людей, испытывающих влечение к людям «не того» пола — однако из-за общественной стигмы и недостатка информации они считают, что с ними что-то не так, и стараются тихо подавить «неправильные» чувства.
Во всём мире бисексуальные люди находятся под двойным грузом стереотипов и дискриминации — к ним с подозрением относятся и консервативные гетеросексуалы, и ЛГБТ-сообщество. Бисексуальная идентичность зачастую словно стирается в зависимости от того, с кем человек состоит в отношениях прямо сейчас: «Какая же ты бисексуалка, если уже давно встречаешься с мужчиной?», «Раньше твоим партнёром был мужчина, а теперь женщина? Всё понятно, ты на самом деле лесбиянка, просто не сразу это поняла». Пусть это не сбивает вас с толку: бисексуальность — это не термин для «неопределившихся» или «переходный этап». Мы разобрались, что об этой ориентации говорит наука, и попросили бисексуальных людей поделиться своим опытом.
В научной литературе бисексуальности впервые уделили внимание в XIX веке — доктор Вильгельм Флисс предположил, что вообще все люди бисексуальны при рождении, а затем формируется их гетеро- или гомосексуальная идентичность. Тогда, чтобы описывать взрослых людей с одновременным гетеро- и гомосексуальным влечением, использовался не самый приятный термин «психосексуальный гермафродитизм». Зигмунд Фрейд жёстко разделял сексуальную ориентацию на гетеросексуальную и инвертированную («обратную» на латыни), рассматривая «психосексуальный гермафродитизм» как подтип гомосексуальности. Термин «бисексуальность», который мы используем сегодня, предложил английский врач и основоположник сексологии Хэвлок Эллис. Он впервые выделил бисексуалов в отдельную категорию и первым из учёных заговорил о том, что ориентации, отличные от гетеросексуальной, не патология.
Альфред Кинси, первый исследователь в области сексологии в США, представил сексуальное поведение в виде континуума — знаменитой шкалы, на одном конце которой располагается исключительная гетеросексуальность, а на другом — исключительная гомосексуальность. Кинси провёл исследование, на основе которого потом написал книгу «Сексуальное поведение человеческой особи мужского пола». Он столкнулся с тем, что людей было невозможно поделить только на гетеро- и гомосексуалов: примерно у 15 % опрошенных им мужчин за последние три года были сексуальные контакты с представителями обоих полов, причём степени бисексуальности были разными. В 1948 году Кинси изобрёл семибалльную шкалу, отражающую соотношение гомосексуальных и гетеросексуальных контактов в жизни человека. Вы можете пройти тест и определить своё место на шкале Кинси хоть сейчас — это можно сделать онлайн (но не относитесь к результату слишком серьёзно — сейчас расскажем почему).
Хотя шкала Кинси используется по сей день, её критикуют за то, что категории гомоэротизма и гетероэротизма оказались на одной плоскости — будто бы усиление гомосексуального влечения приводит к снижению гетеросексуального и наоборот. В реальности это не так — поэтому в 1978 году Майкл Стормс предложил двухмерную модель сексуальной ориентации. Тем не менее шкала Кинси по-прежнему хорошо подходит в качестве наглядного примера, если вы хотите кому-нибудь рассказать о разнообразии ориентаций.
Ещё нагляднее будет только метафора про яблоки и бананы, предложенная ЛГБТ-активистами: представьте, что вам предлагают яблоко или банан — что вы выберете? Найдутся люди, которые в 100 % случаев выберут яблоко, потому что бананы им совсем не нравятся. Будут и те, кто поступит наоборот — всегда откажутся от яблока. Но гораздо больше будет тех, кто не так категоричен: многие люди сегодня захотят один фрукт, а завтра другой, или в 60 % случаев предпочтут бананы, а в остальных случаях с удовольствием похрустят яблочком. Как вы поняли, эта съедобная аналогия иллюстрирует соотношение гетеросексуалов, геев и бисексуалов, а также намекает на неоднородность бисексуальности — хотя в жизни всё ещё сложнее (кто-то вообще откажется от любого фрукта), для базового понимания объяснения про яблоки и бананы вполне хватит.
С 1990 года подход к оценке сексуальной ориентации стал намного шире — учитывается не только сексуальное влечение, поведение и фантазии, но и эмоциональные и социальные предпочтения, стиль жизни, самоидентификация. Вместо шкалы, а затем графика Фри Клейн разработал «решётку сексуальной ориентации» (Klein Sexual Orientation Grid) — многомерную систему, в которой указанные выше параметры оцениваются ещё и по трём категориям: прошлое, настоящее и идеальное.
В сексуальности человека выделяют разные компоненты: ориентацию (то есть эмоциональное, романтическое, сексуальное или эротическое влечение), идентичность (как человек описывает свою сексуальность) и поведение (как человек реализует свою сексуальность на практике). Бисексуальность может проявляться в виде отдельных элементов или их сочетаний: например, женщина может называть себя бисексуалкой, но никогда не реализовывать своё влечение к женщинам на практике. Даже если она ходит на свидания и занимается сексом только с мужчинами, это не делает её «недостаточно» бисексуальной.
Мой путь к осознанию своей идентичности и ориентации был долгим. Интерес к людям своего пола проснулся у меня ещё в школьные времена, но выразить это тогда было страшно. Долгое время я воспринимал его не очень серьёзно, через призму чего-то постельно-сексуального, не более того. Я даже думал об этом не как о гомо- или бисексуальности, а как о наличии во мне какого-то женского альтер эго. Переломным для меня стал момент, когда, находясь в моногамных гетеросексуальных отношениях и искренне любя свою партнёршу, я встретил парня и влюбился в него по уши. Именно романтическое влечение к человеку моего пола стало последним кусочком мозаики, которого не хватало, чтобы полностью осознать себя, свою ориентацию и идентичность.
Мне повезло, и с бифобией я сталкивался разве что на форумах гей-сообщества — там мелькали бифобные высказывания, но меня это сильно не задевало. У меня есть круг друзей, которым я доверяю и которые знают о моей ориентации, но каждый раз перед каминг-аутом я проводил аккуратное зондирование. Никто из тех, кому я открылся, после этого меня не отверг. Родным я не открылся и не планирую: периодически слышу от них нелестные высказывания в адрес ЛГБТ и не могу быть уверенным в принятии.
Хотя движение за права негетеросексуальных людей началось полвека назад, видимость бисексуалов до сих пор остаётся слабой. Первый журнал о бисексуальности начал издаваться лишь в 2001 году, а книг о гомосексуальности написано как минимум в сто раз больше, чем книг о бисексуальности (попробуйте вспомнить хотя бы одну). К сожалению, пока гомофобия становится всё более культурно неприемлемой, бифобия тихо процветает.
Одно из главных проявлений бифобии — сомнения в том, что бисексуальность — это «настоящая», осознанная ориентация. Опыт бисексуальных персон называют «временной фазой» или расценивают как «предательство» предполагаемой «истинной натуры». Часть лесбиянок и геев рассматривает бисексуальность как «трусливое убежище» (тот самый «шкаф») для гомосексуалов, которым не хватает смелости совершить каминг-аут. Бисексуалкам говорят, что они не могут считать себя частью ЛГБТ-сообщества, имея социально одобряемые и «выгодные» отношения с мужчинами — ведь замужняя бисексуалка с тремя детьми будет испытывать куда меньше общественного давления, чем бисексуалка в отношениях с женщиной. Аргументы бискептиков зачастую обесценивают чувства человека — например, бисексуальную ориентацию ставят под вопрос, если у человека не было реального опыта секса с персоной своего пола. Это двойные стандарты: ведь никто не будет сомневаться в вашей гетеросексуальности, даже если у вас никогда не было секса и в ближайшем будущем не планируется.
В итоге бисексуалам приходится совершать два каминг-аута: один в гетеросексуальном мире, когда они признают своё влечение к людям одного с ними пола, а затем ещё один, когда они признают, что влечение к противоположному полу сохраняется. Частая реакция на каминг-аут бисексуальной персоны — сомнение, из-за которого человеку приходится постоянно что-то доказывать и оправдываться. Исследование Университета Питтсбурга, проведённое в 2013 году, показало, что многие гетеро- и гомосексуальные люди отрицательно относятся к бисексуальности, а 15 % гетеросексуальных мужчин настаивают на том, что бисексуальности не существует.
Важно отметить, что в закрытых учреждениях вроде военных частей или тюрем секс с людьми своего пола действительно бывает ситуативным и не отражает ориентацию: оказавшись на свободе, люди предпочитают гетеросексуальных партнёров. Но, например, в США, «лесбиянками до выпускного» презрительно называют девушек, которые во время учёбы в университете встречаются с другими девушками — подразумевается, что после этого они вернутся к своей «реальной» (конечно же, гетеросексуальной) ориентации. Такое отношение — обесценивание важного опыта. Иногда это называют юношескими экспериментами; в паре исследований и правда выяснилось, что с возрастом число бисексуальных контактов снижается — правда, эти исследования были проведены с грубыми ошибками.
До определённого момента я была или хотела быть «как все», но потом полюбила девушку, и наши отношения продлились пять лет. После этого были отношения с парнем, и я задумалась, что с обоими партнёрами мне было хорошо, хоть и по-разному.
Когда мужчины узнаю́т, что я бисексуальна, сразу предлагают секс. Им в голову не приходит, бисексуальность — это просто ориентация, и она не означает, что ты хочешь секса со всеми подряд. У тебя просто выбор несколько больше, чем у других.
Судя по данным исследований, бисексуалы испытывают дискриминацию в большей степени, чем другие представители сообщества ЛГБТ+, а ещё они подвержены риску тревоги, депрессии и суицидальных мыслей. Исследователи из Американского университета проанализировали данные 503 участников в возрасте от 18 до 64 лет — все они идентифицировали себя как бисексуальные персоны. Выяснилось, что бисексуальные люди не чувствуют себя по-настоящему своими ни в одном сообществе. Социальная изоляция ограничивает доступ к поддержке и ресурсам, а в худших случаях приводит к ухудшению психического здоровья и мыслям о самоубийстве. Стигматизация и предрассудки приводят к так называемому стрессу меньшинства, а состояние здоровья при этом сильно страдает.
Бисексуалам некомфортно открыто себя так называть — с этим словом связано множество стереотипов. Основательница проекта «Дети-404» Лена Климова каждый год 23 сентября, в День видимости бисексуалов, цитирует текст Александры Скочиленко о бифобии: «Легче сказать людям, что ты лесбиянка, чем назвать себя бисексуалкой, потому что это слово звучит пошло, неприятно и отдаёт каким-то MTV». К тому же бисексуалам бывает сложнее строить отношения: из-за стереотипов к ним негативно относятся и гетеросексуалы, и геи и лесбиянки. Так что шутка о том, что бисексуальность вдвое увеличивает шансы на секс сегодня вечером, оказывается печально далека от правды.
(имя изменено)
В школе я попытался подарить однокласснику валентинку, и учительница мне её вернула со словами «чтобы я такого не видела». Тогда же мне начала нравиться девочка, мы ходили за ручку, целовались и обещали друг другу пожениться. Потом, когда девочка уехала, я стал встречаться с парнем, была яркая сильная влюблённость. Тогда я думал, что я гей, но когда рассказал парню про свои более ранние чувства, он заявил, что у меня с ним всё не по-настоящему и я никогда не полюблю его так, как он меня. В какой-то момент я понял, что могу испытывать сексуальное и романтическое влечение к людям независимо от их феминности/маскулинности.
С мамой у нас были доверительные отношения, но когда рассказал о своей бисексуальности, она стала её отрицать: «В семье у нас такого не было, и у тебя быть не может». Это сильно нас отдалило, я до сих пор не доверяю ей личные вопросы. Я ежедневно сталкиваюсь с гетеронормативной культурой насилия. В средней школе меня избивали, преподавательницы в вузе считали, что геев следует свозить в гетто. Есть множество людей, которые, если узнают, что я не гетеро, способны значительно испортить мне жизнь — например, это руководство на работе. Но у меня был и опыт каминг-аутов, в ответ на которые я слышал аналогичные признания.
Важно, что изменения постепенно происходят, открываются комьюнити-центры, появляются информационные ресурсы. Надеюсь, когда-нибудь мы застанем мир, где наши права будут защищены, где мы почувствуем себя в безопасности такими, какие есть.
Опросы показывают, что бисексуалов чаще считают склонными к беспорядочным половым связям, неверными в отношениях, полагают, что они заражают своих партнёров инфекциями, передаваемыми половым путём. Это легко может подтвердить любая бисексуальная женщина, пользующаяся тиндером — ей наверняка приходит в разы больше предложений стать «третьей» или «позвать подружку», чем её гетеросексуальным сверстницам. Но бисексуальность совершенно не подразумевает обязательную полиаморию или неверность, хотя и не исключает их. Это просто разные аспекты отношений, не связанные друг с другом.
Например, одновременные отношения с людьми разных полов поддерживает меньшинство бисексуалов. В одном из исследований 66 % мужчин и 70 % женщин, считающих себя бисексуальными, сказали, что за последний год у них были сексуальные связи и с мужчинами, и с женщинами — но об одновременных отношениях с партнёрами разных полов когда-либо за свою жизнь сообщили меньше трети опрошенных.
Другой миф заключается в том, что бисексуалы имеют больше партнёров в течение жизни, чем гетеро- или гомосексуалы. Исследований на эту тему мало, но одно, включавшее 105 бисексуальных мужчин в возрасте 19–62 лет, продемонстрировало, что у бисексуальных мужчин за всю жизнь бывает больше партнёров, чем у типичных гетеросексуалов, но меньше, чем у многих геев. Подобных исследований в отношении бисексуальных женщин не проводилось.
(имя изменено)
Я девушка, и я бисексуальна. Для меня это означает, что я должна каждый день бороться со своими внутренними сомнениями. Мне повезло родиться в эпоху свободы слова и песен, в которых говорили, что любить человека любого гендера — нормально. В подростковом возрасте я спокойно влюбилась в девушку, но знала, что это не окончательный выбор: парни мне нравились не меньше. Правда, из-за реакции окружающих мы с девушкой не могли даже держаться за руку, нас называли «запутавшимися».
Я ценю девушек и парней равнозначно, к партнёру любого пола у меня одинаковые требования. Мне повезло с партнёрами, с друзьями, с родителями: отец сказал, что будет любить меня любой, а мать призналась, что тоже бисексуальна. Но в обществе видимости бисексуальных персон нет, а бифобия процветает. Бисексуальность девушек сексуализирована, к нам реже проявляют агрессию, но зато постоянно предлагают секс втроём. Но ведь я не запуталась, я не хочу постоянно секса втроём, я не нахожусь в «переходной стадии». И если у меня появился парень, это не значит, что я «вылечилась».
В отношении бисексуальных мужчин и женщин стереотипы работают по-разному: нередко считают, что и тех и других «на самом деле» влечёт только к мужчинам. Бисексуалок чаще воспринимают как гетеросексуальных женщин, а их однополые отношения — как несерьёзные эксперименты или «показуху», чтобы казаться интересными для мужчин. Мужчин-бисексуалов, наоборот, считают геями, которые «сами об этом не знают» или «просто боятся себе признаться».
Бисексуальные женщины сталкиваются с бифобией в любом типе отношений — их расценивают как ненадёжных партнёрш. В отношениях с мужчинами они чаще подвергаются объективации: бисексуальность рассматривается как «изюминка» или просто функция, из которой можно извлечь выгоду в виде секса втроём. Но если в начале отношений бисексуальность партнёрши привлекает мужчину, впоследствии она становится источником тревоги, неуверенности в отношениях и причиной их прекращения. Опыт столкновения с бифобией в отношениях приводит к тому, что у бисексуалок повышается уровень тревоги, и часть из них предпочитает не сообщать о своей ориентации, чтобы снова не вызвать негативную реакцию.
При этом отрицательное отношение к бисексуальным мужчинам встречается ещё чаще, чем к бисексуальным женщинам. Объяснения этого «гендерного разрыва» включают сексуализацию бисексуалок и лесбиянок (сколько гетеросексуальных мужчин смотрят лесбийское порно!), в то время как от мужчин традиционно ожидают более жёсткого соответствия гетеронормативности. Порой это выливается в чудовищные оскорбления или как минимум неловкие ситуации: например, Мэтту из материала BBC одна девушка сказала, что её «тошнит от мысли о том, что он встречался с парнями», и она «везде его заблокировала». На степень дискриминации бисексуальных персон также влияют этническая принадлежность, уровень дохода и образования: по отношению к афроамериканцам, людям с доходом ниже 25 тысяч долларов в год и не имеющим высшего образования она выше.
активист
Во втором классе мне нравился один мальчик, но никакого эротического подтекста это не несло. Ближе к одиннадцати годам я испытал первое возбуждение — поводом стала книга репродукций «Красота человека в искусстве», подаренная бабушкой. Помимо прочего была там и обнажённая натура. Из женского пола мне приглянулась Венера, из мужского — юноша, натурщик, сидящий на красном бархате. Мне нравилась эстетика тела — и мужского, и женского, — хотя и довольно избирательно, скорее в андрогинном ключе.
Несмотря на то что я вырос в гетеросексуальной парадигме, во время полового созревания в моих эротических фантазиях и влюблённостях парни и девушки чередовались. Я не осознавал себя как бисексуала — тогда я и слова такого не знал. Когда нравились девушки — плыл по течению, когда влюбился в мальчика — испытывал чувство отчуждения, ничего не говорил, боялся насмешек и травли. Когда я понял, что мне серьёзно нравятся парни, то усвоил уже столько стереотипов, что надеялся унести своей грязный, порочный, недостойный секрет в могилу. Уже после института я стал пользоваться сайтом знакомств, один из парней оттуда стал моим первым опытом. Потом были отношения с девушкой. Если человек нравится и с ним комфортно — пол для меня не имеет значения.
Бисексуалы подвержены стереотипам и со стороны социума, и со стороны ЛГБТ-сообщества. Не все выдерживают это — на тебя давит внешняя и внутренняя бифобия и ощущение «чужого среди своих». Я далеко не сразу принял себя, иногда хотелось «определиться»: раз я не гетеросексуал, то, может, остановиться на парнях? Окончательно себя принять мне помог активизм. С момента создания в мае 2012 года в Петербурге «Альянса гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие» я состою в нём. Стереотипов о бисексуалах очень много и внутри ЛГБТ-сообщества. И, пожалуй, единственный имеющий под собой основу — о том, что бисексуальные мужчины предпочитают строить семью с женщиной. Это можно объяснить тем, что разнополые отношения социально одобряются, а однополые сильно стигматизированы.
Если раньше считалось, что бисексуального человека влечёт к мужчинам и к женщинам, то сейчас речь идёт о влечении к людям двух или более гендеров — то есть бисексуальность частично пересекается с понятиями пансексуальности (влечение к людям независимо от их биологического пола и гендерной идентичности), полисексуальности (влечение к нескольким гендерам, но не обязательно ко всем) или омнисексуальности (сексуальное или романтическое влечение к людям всех гендеров). Все эти варианты противоположны моносексуальности, и их можно объединить термином «немоносексуальность».
До сих пор встречаются обвинения бисексуалов в трансфобии, но это скорее заблуждение или несовпадение терминологии: бисексуалы могут испытывать влечение и к цисгендерным, и к трансгендерным, и к небинарным персонам. Всё зависит от предпочтений конкретного человека и смысла, который он вкладывает в термин «бисексуальность». Сейчас чаще всего используется определение бисексуальности, сформулированное активисткой Робин Окс: возможность романтического и (или) сексуального влечения к людям более чем одного пола и (или) гендера. При этом влечение может не быть одинаково интенсивным или одновременным и может включать интерес к людям с небинарной гендерной идентичностью.
руководительница группы «КвирКультура» в Ростове-на-Дону и фемсообщества «Голос женщин», гендерная исследовательница
Я осознала себя как бисексуалку в подростковом возрасте, и из-за внутренней бифобии сама себя осуждала. Я росла в гомофобной семье, чувствовала себя одинокой, всё время проводила за книгами, часто прогуливала школу, где меня сильно травили. Каминг-аут перед родственниками и друзьями я совершила три года назад. Несмотря на то что мои родители делают мне «некоторые скидки», они всё равно не принимают меня.
Порой мне кажется, что я неправильная бисексуалка, ведь в представлениях большинства бисексуальность предполагает влечение к цисгендерным женщинам и мужчинам. А мне чаще нравятся девушки, также у меня были влюблённости в трансгендерных и небинарных людей. С цис-мужчинами я практически не общаюсь: у меня нет к ним интереса и я бы не стала строить с ними отношения. Во многом это связано с тем, что я отвыкла от общения, в котором чувствую себя некомфортно и в котором ощущаю себя объектом, «вторым полом».
Быть бисексуалкой, а тем более ЛГБТ-активисткой означает постоянно ощущать дискриминацию. Я стала жертвой нападений и преследований, мне угрожают убийством, изнасилованием, к чему наша полиция абсолютно равнодушна. На меня давят родные, которые хотят, чтобы я стала «нормальной» и не позорила их. В вузе, где я училась, меня травили, писали на меня жалобы, заявления в прокуратуру.
Но и в ЛГБТ-сообществе я вижу предубеждения против бисексуальных людей: в нас могут видеть ненадёжных партнёрок, которые «обязательно уйдут к мужчине». Быть бисексуалкой — значит чувствовать давление стереотипов, неприятие со стороны и гетеросексуальных, и гомосексуальных людей. Я думаю, чтобы изменить это, необходимо просвещение относительно бисексуальности, адекватная репрезентация бисексуальных людей. Именно этим я и стараюсь заниматься как активистка.